РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Вопросы психического здоровья и благополучия моряков, расширения прав и возможностей женщин в морском судоходстве, перехода на альтернативные виды топлива и безопасной утилизация судов стали главными темами 38-ого Азиатского саммита морских профсоюзов, прошедшего в Нью-Дели (Индия) в конце февраля. В нем приняли участие 62 делегата из 11 государств. Интересы российских моряков представляла делегация Российского профсоюза моряков во главе с председателем РПСМ Юрием Сухоруковым.
Одной из центральных тем обсуждения стали вопросы, касающиеся расширения возможностей женщин в морском судоходстве. Как известно, гендерное равенство в судоходной отрасли рассматривается как ключ к экономической устойчивости и повышению производительности труда. Однако, несмотря на международные усилия по расширению участия женщин в судоходстве, их по-прежнему очень мало на флоте.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что в основном эксперты сходятся всего на 2% от числа всех членов экипажей. Именно поэтому очень важно, чтобы женщины заявляли о своих проблемах и имели возможность выражать свою позицию от лица профсоюза. «Транспортной отрасли, действительно, необходимы перемены, направленные на привлечение и удержание женщин. Лишь активное участие позволит предотвратить углубление гендерного разрыва и разницу в оплате труда», – считают в РПСМ.
Другой не менее серьезной темой стало обсуждение вопросов благополучия экипажей. Как известно, жизнь на борту имеет свои особенности. Долгий рабочий день, тяжелый физический труд и длительная изоляция вдали от дома требуют хорошего физического и ментального здоровья, вот почему забота о благополучии имеет первостепенное значение не только для отдельного моряка, но и для эффективной и безопасной эксплуатации всего судна. К счастью, морская отрасль принимает меры для решения этих проблем. В частности, на многих судах есть оборудованные тренажерные залы с беговыми дорожками, велотренажерами и свободными весами. Некоторые судовладельцы поощряют проведение спортивных соревнований среди членов экипажа, другие — предоставляют услуги телемедицины.
По признанию моряков-членов РПСМ, значительно повысить уровень благополучия удалось бы благодаря облегчению процедуры схода на берег, ведь увольнение на берег — это не роскошь, а жизненно важная возможность для отдыха и психологической разгрузки.
— Многие моряки, которые обращаются в РПСМ, рассказывают, что ощущают себя изолированными и испытывают чувство разочарования из-за проблем, связанных с увольнением на берег. Это ведет к напряжению, — отмечают в профсоюзе.
В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что благополучие членов экипажей на борту имеет огромное значение по многим причинам. Если моряки испытывают стресс, избыточную рабочую нагрузку, не имеют возможности сойти на берег и отдохнуть от вахты, это крайне негативно скажется на их психологическом состоянии, приведет к усталости и увеличит риск ошибок и возможных инцидентов. Поэтому государствам и судовладельцам стоит всерьез воспринимать эту проблему и обеспечить все возможности для полноценного отдыха, увольнения на берег и своевременной смены.
Добавим, что РПСМ является членом Азиатского саммита морских профсоюзов, поэтому регулярно участвует в его заседаниях. Основные задачи в рамках саммита — регулирование условий труда российских моряков, занятых на судах японских владельцев, и развитие сотрудничества с азиатскими профсоюзами с целью оказания эффективной помощи членам РПСМ в азиатских портах — прежде всего, Японии и Южной Корее.
В ходе мероприятий представители делегации Российского профсоюза моряков провели рабочие встречи с коллегами из Китая, Сингапура, Японии, Норвегии, Индонезии, где обсуждали вопросы взаимодействия, а также оказания помощи морякам, оказавшимся в сложной ситуации в портах этих стран.
— Сплоченность и солидарность прошли красной нитью через весь саммит, — отметил зампредседателя РПСМ Вадим Иванов.
Отметим, что в Нью-Дели также состоялось 30-е заседание Норвежско-азиатского комитета моряков (NASCO), на котором рассматривались вопросы работы членов экипажей различных национальностей на судах норвежских судовладельцев. В частности, норвежские судовладельцы рассказали, что в ближайшее время ожидают 190 новостроев, а также подтвердили, что на судах норвежского международного (NIS) судового регистра и под удобными флагами (FOC) по-прежнему преимущественно нанимают российских офицеров. Для сведения, на судах NIS и FOC для россиян создано 804 и 982 рабочих места соответственно — с учетом смены речь идет о 3572 рабочих местах для специалистов из России. За россиянами следуют украинцы, поляки, латвийцы и хорваты.
Наверх