Условия труда моряков в море могут быть прозрачными и справедливыми только при наличии колдоговора на борту. В этом убедился экипаж сухогруза «Полар Кинг» (флаг РФ). Вчера инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков посетили судно в Находке, где сухогруз грузился бруситом направлением на ОАЭ.
Представители профсоюза установили, что судно принадлежит архангельской компании «Эко Шиппинг». Экипаж «Полар Кинг» состоит из 17 человек, почти все моряки — жители Архангельска.
Капитан судна, член Российского профсоюза моряков, показал инспекторам трудовые контракты экипажа. Так, согласно трудовому договору, матрос 1 класса должен получать около 57 тысяч рублей. Эта сумма складывается из оклада, составляющего 32 тысячи руб., районного коэффициента — 6400 руб., северной надбавки —16 тысяч руб. и доплаты за вредность в размере 1280 рублей.
Однако моряки рассказали, что зарабатывают больше — до 130 тысяч рублей за счет сверхурочных.
— Проблема в том, что при возникновении задолженности по зарплате суд будет взыскивать деньги только по контрактной сумме, — пояснил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. — То есть если компания задерживает выплаты, то моряк получит не 130 тысяч рублей, а лишь 57 тысяч рублей.
Другая серьезная проблема — отсутствие коллективного договора с профсоюзом. Из-за этого моряки лишены полноценной защиты в случае травм или гибели.
— По закону, судовладелец обязан страховать жизнь и здоровье экипажа, — подчеркнул Николай Суханов. — Но если моряк погибнет в результате несчастного случая, его семья получит компенсацию через Фонд социального страхования. Если смерть наступит, например, от инфаркта — выплат не будет.
Капитан «Полар Кинг» подтвердил, что несмотря на наличие членов профсоюза в экипаже сухогруза, колдоговора с РПСМ на судне нет. На других российских судах компании «Эко Шиппинг» такого документа тоже нет.
После встречи с инспекторами ДВРО РПСМ экипаж «Полар Кинг» попросил РПСМ начать переговоры с работодателем о подписании коллективного договора. «Нам важно, чтобы наши права были защищены, — поделились моряки. — Особенно, если что-то случится».